Программа летней школы 2013
Приглашенные докладчики
- Владимиров И.Ю. канд. психол. наук, доцент (ЯРГУ) "Рабочая память как система обслуживающая мыслительный процесс"
Процессы решения задач предполагают оперирование информацией. Локусом оперативного хранения информации и ее трансформации является рабочая память. Получая данные о параметрах рабочей памяти в процессе решения задач, мы получаем косвенные сведения и о самом процессе мышления. В обзоре рассматриваются и систематизируются основные существующие подходы к исследованию связи процессов рабочей памяти и мышления: экспериментальный (европейский) и корреляционный (северо-американский), анализируются особенности функционирования рабочей памяти при решении разных типов задач (инсайтных и не инсайтных). - Зорина З. А. докт. биол. наук, профессор (МГУ им. М.В. Ломоносова) "Высшие когнитивные способности животных"
В докладе будет дан краткий очерк современных экспериментальных данных о наличии у животных зачатков мышления как способности к обобщению, абстрагированию, умозаключению и экстренному решению новых для животного задач (инсайт). Основные методические подходы исследований будут рассмотрены на примере оценки способности к решению «орудийных» задач. Будут кратко проиллюстрированы данные о наличии у высших млекопитающих и птиц способности к самоузнаванию и к theory of mind. - Каунов С.А. (ВЦ РАН) "Краткий обзор когнитивных вычислительных архитектур"
В докладе будет рассказано про развитие и достижения систем, моделирующих человеческое познание. Также будут описаны текущие направления исследований. Будет рассмотрен ход работ по созданию «интеллекта человеческого уровня"("human-level intelligence"). Речь коснётся методологии, особенностей и имеющегося опыта использования систем, построенных на когнитивных принципах. - Коровкин С.Ю. канд. психол. наук, доцент (ЯРГУ) "Феномен функциональной фиксированности в решении творческих задач"
В данном обзоре работ, посвященных феномену функциональной фиксированности при решении творческих задач, будут рассмотрены история и современное состояние исследований. Будут рассмотрены различные формы и объяснительные механизмы функциональной фиксированности. Будут описаны основные эксперименты в исследовании ФФ, описан феномен иммунитета к функциональной фиксированности. Будет обсужден вопрос о связи ФФ и инсайта, а также роли функциональности в возникновении тупика в решении. - Котов Ал.А. канд. психол. наук, научный сотрудник (НИУ ВШЭ) "Базовый уровень категоризации – необъясненный феномен в психологии понятий"
Доклад будет построен вокруг феномена базового уровня категоризации (Rosch et al., 1976): его появления, связи с эффектом типичности и с представлениями о природе таксономической организации категорий, истории попыток его операционализации. Основное внимание в докладе будет уделено объяснению феномена базового уровня с позиций трех подходов – теории прототипов, теории примеров и теории фонового знания. Каждый из этих подходов показал распространенность феномена базового уровня практически во всех сферах поведения человека – коммуникации, понимании, восприятии. Однако ни один из подходов не дал исчерпывающего объяснения природы базового уровня. Вместе с тем, попытки такого целостного объяснения привели к масштабным исследованиям категоризации на субординатном и суперординантном уровнях в 1980-1990-х гг.; новому направлению в изучении экспертного и «культурного» знания; применению закономерностей категоризации к непредметным областям, свойственным социальной психологии и психологии личности. В конце доклада я попытаюсь объединить и пояснить мнения нескольких известных когнитивных психологов о том, что феномен базового уровня считается революционным открытием Э.Рош и ее коллегами, к теоретическому пониманию которого современная теоретическая психология пока еще не готова. - Котов Арт.А. канд. филол. наук, ведущий научный сотрудник (НИЦ «Курчатовский институт») "Автоматическая обработка эмоциональной речи и эмоциональные интерфейсы"
Существует несколько интересных технологий, связывающих психологию эмоций и компьютерную лингвистику. Прежде всего, мы рассмотрим технологии автоматического определения настроения текста (т. н. sentiment analysis), используемые при анализе блогосферы для быстрой оценки числа положительных и отрицательных отзывов о коммерческом продукте, кинофильме или политическом деятеле. Другая технология – это разработка систем поддержания диалога (систем интерфейса, героев компьютерных игр и мобильных роботов), которые всё больше используют эмоции в речи и жестах при общении с пользователем. Наконец, мы обсудим краткие видеоролики о технологиях будущего – автоматических системах, эмоционально взаимодействующих с человеком через танец и музыку. - Котова Т.Н. канд. психол. наук, ведущий научный сотрудник (МГППУ) "Эссенциализм, натурализм и другие особенности структуры понятий и решения задач в раннем и дошкольном возрасте как продукт механизмов социального научения"
Эссенциализм – представление, что категория имеет под собой некую реальность, или истинную природу, которую невозможно наблюдать прямо, но которая придает объекту его идентичность и из которой проистекают все его свойства. В таких случаях, человек, использующий некоторое предыдущее знание, действует так, словно бы категории реальны: то есть, они соответствуют некоей «настоящей» структуре мира (не релятивны), их открывают (а не изобретают). В докладе мы приведем экспериментальные факты, описывающие эту феноменологию, как в области категоризации у дошкольников и детей раннего возраста (S.Carey, E.Markman, S.Gelman, V.Jaswal, S.Graham), так и в области опоры на схему при решении задач дошкольниками и младшими школьниками (P.Bryant; J.McGarrigle; Т.Котова), наряду с результатами в области чрезмерного подражания у испытуемых раннего, дошкольного и младшего школьного возраста (A.Whiten, D.Lyons, Т.Котова). При обсуждении этих данных мы рассмотрим ряд существующих теорий эссенциализма, натурализма и других, связанных с ними, особенностей использования понятий (S.Atran, J.Fodor, S.Benveniste, P.Bloom), а также расскажем о гипотезе обусловленности подобной структуры понятий механизмами социального научения и их функцией в обеспечении совместной деятельности и коммуникации. - Кравченко Ю.Е. канд. психол. наук, доцент (РГГУ) "Интенсивность переживания ага-реакции в задачах на угадывание"
В исследовании проверялась гипотеза о том, что подавление экспрессивных проявлений усиливает субъективное переживание именно тех эмоций, проявления которых подавляются. Ага-реакция является хорошим примером спонтанного проявления яркого субъективного переживания, которое в обыденном языке ассоциируется с интересом и торжеством от найденной разгадки. Испытуемым предлагалась задача на угадывание, ситуация исследования была устроена таким образом, что в ряде случаев испытуемые могли высказывать свою догадку свободно, а в ряде случаев должны были ее подавлять. После серии из шести загадок испытуемые должны были ранжировать загадки по эмоциональным шкалам. Как и предполагалось, загадки, в которых испытуемые должны были подавлять ага-реакцию, оценивались как более интересные, чем загадки, когда испытуемые могли сразу же высказать свою догадку. По остальным шкалам значимых различий в оценках подавленных и свободно высказанных догадок не обнаружилось. - Люсин Д.В. канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник (НИУ ВШЭ) "Роль эмоций в переработке эмоциональной информации"
- Овсянникова В.В. канд. психол. наук, научный сотрудник (НИУ ВШЭ) "Современные подходы к исследованию переработки эмоциональной информации"
Доклад посвящен обзору основных направлений исследований процессов переработки эмоциональной информации. Включает представление результатов исследований по этой тематике, в которых переработка эмоциональной информации изучается на материале разных типов стимулов, с учетом индивидуальных различий и связей с другими психологическими характеристиками. - Спиридонов В.Ф. докт. психол. наук, профессор (РГГУ – НИУ ВШЭ) "Еще и еще раз про инсайт"
В докладе представлены новые экспериментальные данные, полученные на материале решения задачи 9 точек, проясняющие психологические механизмы и содержание инсайта. Обсуждаются возможности объяснения процесса решения названной задачи с привлечением разноплановых теоретических представлений; предлагается новое понимание инсайта, связанное с феноменом процедурного знания. - Уточкин И.С. канд. психол. наук, доцент (НИУ ВШЭ) "Статистический подход к перцептивной группировке и сегментации"
Доклад посвящен сравнительно новому и бурно развивающемуся подходу к зрительному восприятию – статистической репрезентации ансамблей. Подход затрагивает старые гештальтистские проблемы перцептивной организации, однако предлагает новые, более общие принципы этой организации. В основе лежит идея о том, что зрительная система в ходе анализа стимуляции решает ряд статистических задач: строит распределения, ищет их параметры и проверяет статистические гипотезы. Результатом этого является либо группировка, т.е. объединение сходных объектов, либо сегментация, т.е. разделение различных объектов. Какие преимущества дает такой статистический способ репрезентации зрительной информации - об этом также пойдет речь в докладе. - Фаликман М.В. канд. психол. наук, старший научный сотрудник (МГУ им. М.В. Ломо-носова) "Структурирование в перцептивных задачах"
При решении разного рода зрительных задач (таких как обнаружение, опознание, зрительный поиск и т.д.) особую роль играют процессы формирования и укрупнения единиц обработки зрительной информа-ции, или структурирования. Традиционно считается, что эти процессы осуществляются автоматически (на уровне так называемого "предвнимания") и не требуют участия механизмов внимания, однако влияют на эффективность решения задач на внимание. Мы различаем по меньшей мере два типа перцептивных единиц, которые по-разному связаны с механизмами зрительного внимания. Правомерность такого различения будет проиллюстрирована с опорой на экспериментальные данные. - Чернышев Б.В. канд. биол. наук, доцент (НИУВШЭ) "Психофизиология внимания"
Психофизиологические исследования внимания, основанные на исследовании активности мозга, были начаты в 1960-х гг. Начиная с конца 80-х гг. психофизиология в дополнение к классическому арсеналу электрофизиологических методов получила в свое распоряжение новые современные методы исследования активности мозга, позволяющие точно локализовать активность в мозге – что, в свою очередь, привело к появлению ряда ставших классическими психофизиологических теорий внимания. Эти теории основываются на выделении нескольких взаимосвязанных систем внимания, и подчеркивают взаимодействие лобных и теменных областей мозга, а также роль активационных систем мозга: это, прежде всего теории внимания М.Познера (Posner, DiGirolamo, 2000), М.Мезулама (Mesulam, 1998), М.Корбетты (Corbetta, Shulman, 2002) и Д.Лабержа (LaBerge, 2000). Отдельного внимания заслуживает премоторная теория внимания Д.Риццолатти (Rizzolatti et al., 1987), основанная на изучении программирования движений глаз. - Четвериков А.А. млад-ший научный сотруд-ник (СПБГУ) "Ошибки и обертоны"
Периферия нашего сознательного опыта темна и пугающа. Многочисленные эксперименты показывают, что мы с трудом способны различать, что происходит там, куда мы не направляем в данный момент своего внимания. Однако эта периферия все же осознается, в ней существует то, что Уильям Джеймс называл обертонами, среди которых самым важным для него было простое чувство гармонии или "правильности" потока сознания. Я попробую показать, что стало с этой идеей в современной когнитивной психологии, и различные экспериментальные феномены, подтверждающие догадку Джеймса. В частности, я расскажу о том, как можно изучать интуитивные суждения, как могут меняться предпочтения в результате ошибок, и каким образом можно сделать человека более или менее уверенным.