• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Программа летней школы 2013

Приглашенные докладчики

  1. Владимиров И.Ю. канд. психол. наук, доцент (ЯРГУ) "Рабочая память как система обслуживающая мыслительный процесс"
    Процессы решения задач предполагают оперирование информацией. Локусом оперативного хранения информации и ее трансформации является рабочая память. Получая данные о параметрах рабочей памяти в процессе решения задач, мы получаем косвенные сведения и о самом процессе мышления. В обзоре рассматриваются и систематизируются основные существующие подходы к исследованию связи процессов рабочей памяти и мышления: экспериментальный (европейский) и корреляционный (северо-американский), анализируются особенности функционирования рабочей памяти при решении разных типов задач (инсайтных и не инсайтных).
  2. Зорина З. А. докт. биол. наук, профессор (МГУ им. М.В. Ломоносова) "Высшие когнитивные способности животных"
    В докладе будет дан краткий очерк современных экспериментальных данных о наличии у животных зачатков мышления как способности к обобщению, абстрагированию, умозаключению и экстренному решению новых для животного задач (инсайт). Основные методические подходы исследований будут рассмотрены на примере оценки способности к решению «орудийных» задач. Будут кратко проиллюстрированы данные о наличии у высших млекопитающих и птиц способности к самоузнаванию и к theory of mind.
  3. Каунов С.А. (ВЦ РАН) "Краткий обзор когнитивных вычислительных архитектур"
    В докладе будет рассказано про развитие и достижения систем, моделирующих человеческое познание. Также будут описаны текущие направления исследований. Будет рассмотрен ход работ по созданию «интеллекта человеческого уровня"("human-level intelligence"). Речь коснётся методологии, особенностей и имеющегося опыта использования систем, построенных на когнитивных принципах.
  4. Коровкин С.Ю. канд. психол. наук, доцент (ЯРГУ) "Феномен функциональной фиксированности в решении творческих задач"
    В данном обзоре работ, посвященных феномену функциональной фиксированности при решении творческих задач, будут рассмотрены история и современное состояние исследований. Будут рассмотрены различные формы и объяснительные механизмы функциональной фиксированности. Будут описаны основные эксперименты в исследовании ФФ, описан феномен иммунитета к функциональной фиксированности. Будет обсужден вопрос о связи ФФ и инсайта, а также роли функциональности в возникновении тупика в решении.
  5. Котов Ал.А. канд. психол. наук, научный сотрудник (НИУ ВШЭ) "Базовый уровень категоризации – необъясненный феномен в психологии понятий"
    Доклад будет построен вокруг феномена базового уровня категоризации (Rosch et al., 1976): его появления, связи с эффектом типичности и с представлениями о природе таксономической организации категорий, истории попыток его операционализации. Основное внимание в докладе будет уделено объяснению феномена базового уровня с позиций трех подходов – теории прототипов, теории примеров и теории фонового знания. Каждый из этих подходов показал распространенность феномена базового уровня практически во всех сферах поведения человека – коммуникации, понимании, восприятии. Однако ни один из подходов не дал исчерпывающего объяснения природы базового уровня. Вместе с тем, попытки такого целостного объяснения привели к масштабным исследованиям категоризации на субординатном и суперординантном уровнях в 1980-1990-х гг.; новому направлению в изучении экспертного и «культурного» знания; применению закономерностей категоризации к непредметным областям, свойственным социальной психологии и психологии личности. В конце доклада я попытаюсь объединить и пояснить мнения нескольких известных когнитивных психологов о том, что феномен базового уровня считается революционным открытием Э.Рош и ее коллегами, к теоретическому пониманию которого современная теоретическая психология пока еще не готова.
  6. Котов Арт.А. канд. филол. наук, ведущий научный сотрудник (НИЦ «Курчатовский институт») "Автоматическая обработка эмоциональной речи и эмоциональные интерфейсы"
    Существует несколько интересных технологий, связывающих психологию эмоций и компьютерную лингвистику. Прежде всего, мы рассмотрим технологии автоматического определения настроения текста (т. н. sentiment analysis), используемые при анализе блогосферы для быстрой оценки числа положительных и отрицательных отзывов о коммерческом продукте, кинофильме или политическом деятеле. Другая технология – это разработка систем поддержания диалога (систем интерфейса, героев компьютерных игр и мобильных роботов), которые всё больше используют эмоции в речи и жестах при общении с пользователем. Наконец, мы обсудим краткие видеоролики о технологиях будущего – автоматических системах, эмоционально взаимодействующих с человеком через танец и музыку.
  7. Котова Т.Н. канд. психол. наук, ведущий научный сотрудник (МГППУ) "Эссенциализм, натурализм и другие особенности структуры понятий и решения задач в раннем и дошкольном возрасте как продукт механизмов социального научения"
    Эссенциализм – представление, что категория имеет под собой некую реальность, или истинную природу, которую невозможно наблюдать прямо, но которая придает объекту его идентичность и из которой проистекают все его свойства. В таких случаях, человек, использующий некоторое предыдущее знание, действует так, словно бы категории реальны: то есть, они соответствуют некоей «настоящей» структуре мира (не релятивны), их открывают (а не изобретают). В докладе мы приведем экспериментальные факты, описывающие эту феноменологию, как в области категоризации у дошкольников и детей раннего возраста (S.Carey, E.Markman, S.Gelman, V.Jaswal, S.Graham), так и в области опоры на схему при решении задач дошкольниками и младшими школьниками (P.Bryant; J.McGarrigle; Т.Котова), наряду с результатами в области чрезмерного подражания у испытуемых раннего, дошкольного и младшего школьного возраста (A.Whiten, D.Lyons, Т.Котова). При обсуждении этих данных мы рассмотрим ряд существующих теорий эссенциализма, натурализма и других, связанных с ними, особенностей использования понятий (S.Atran, J.Fodor, S.Benveniste, P.Bloom), а также расскажем о гипотезе обусловленности подобной структуры понятий механизмами социального научения и их функцией в обеспечении совместной деятельности и коммуникации.
  8. Кравченко Ю.Е. канд. психол. наук, доцент (РГГУ) "Интенсивность переживания ага-реакции в задачах на угадывание"
    В исследовании проверялась гипотеза о том, что подавление экспрессивных проявлений усиливает субъективное переживание именно тех эмоций, проявления которых подавляются. Ага-реакция является хорошим примером спонтанного проявления яркого субъективного переживания, которое в обыденном языке ассоциируется с интересом и торжеством от найденной разгадки. Испытуемым предлагалась задача на угадывание, ситуация исследования была устроена таким образом, что в ряде случаев испытуемые могли высказывать свою догадку свободно, а в ряде случаев должны были ее подавлять. После серии из шести загадок испытуемые должны были ранжировать загадки по эмоциональным шкалам. Как и предполагалось, загадки, в которых испытуемые должны были подавлять ага-реакцию, оценивались как более интересные, чем загадки, когда испытуемые могли сразу же высказать свою догадку. По остальным шкалам значимых различий в оценках подавленных и свободно высказанных догадок не обнаружилось.
  9. Люсин Д.В. канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник (НИУ ВШЭ) "Роль эмоций в переработке эмоциональной информации"
  10. Овсянникова В.В. канд. психол. наук, научный сотрудник (НИУ ВШЭ) "Современные подходы к исследованию переработки эмоциональной информации"
    Доклад посвящен обзору основных направлений исследований процессов переработки эмоциональной информации. Включает представление результатов исследований по этой тематике, в которых переработка эмоциональной информации изучается на материале разных типов стимулов, с учетом индивидуальных различий и связей с другими психологическими характеристиками.
  11. Спиридонов В.Ф. докт. психол. наук, профессор (РГГУ – НИУ ВШЭ) "Еще и еще раз про инсайт"
    В докладе представлены новые экспериментальные данные, полученные на материале решения задачи 9 точек, проясняющие психологические механизмы и содержание инсайта. Обсуждаются возможности объяснения процесса решения названной задачи с привлечением разноплановых теоретических представлений; предлагается новое понимание инсайта, связанное с феноменом процедурного знания.
  12. Уточкин И.С. канд. психол. наук, доцент (НИУ ВШЭ) "Статистический подход к перцептивной группировке и сегментации"
    Доклад посвящен сравнительно новому и бурно развивающемуся подходу к зрительному восприятию – статистической репрезентации ансамблей. Подход затрагивает старые гештальтистские проблемы перцептивной организации, однако предлагает новые, более общие принципы этой организации. В основе лежит идея о том, что зрительная система в ходе анализа стимуляции решает ряд статистических задач: строит распределения, ищет их параметры и проверяет статистические гипотезы. Результатом этого является либо группировка, т.е. объединение сходных объектов, либо сегментация, т.е. разделение различных объектов. Какие преимущества дает такой статистический способ репрезентации зрительной информации - об этом также пойдет речь в докладе.
  13. Фаликман М.В. канд. психол. наук, старший научный сотрудник (МГУ им. М.В. Ломо-носова) "Структурирование в перцептивных задачах"
    При решении разного рода зрительных задач (таких как обнаружение, опознание, зрительный поиск и т.д.) особую роль играют процессы формирования и укрупнения единиц обработки зрительной информа-ции, или структурирования. Традиционно считается, что эти процессы осуществляются автоматически (на уровне так называемого "предвнимания") и не требуют участия механизмов внимания, однако влияют на эффективность решения задач на внимание. Мы различаем по меньшей мере два типа перцептивных единиц, которые по-разному связаны с механизмами зрительного внимания. Правомерность такого различения будет проиллюстрирована с опорой на экспериментальные данные.
  14. Чернышев Б.В. канд. биол. наук, доцент (НИУВШЭ) "Психофизиология внимания"
    Психофизиологические исследования внимания, основанные на исследовании активности мозга, были начаты в 1960-х гг. Начиная с конца 80-х гг. психофизиология в дополнение к классическому арсеналу электрофизиологических методов получила в свое распоряжение новые современные методы исследования активности мозга, позволяющие точно локализовать активность в мозге – что, в свою очередь, привело к появлению ряда ставших классическими психофизиологических теорий внимания. Эти теории основываются на выделении нескольких взаимосвязанных систем внимания, и подчеркивают взаимодействие лобных и теменных областей мозга, а также роль активационных систем мозга: это, прежде всего теории внимания М.Познера (Posner, DiGirolamo, 2000), М.Мезулама (Mesulam, 1998), М.Корбетты (Corbetta, Shulman, 2002) и Д.Лабержа (LaBerge, 2000). Отдельного внимания заслуживает премоторная теория внимания Д.Риццолатти (Rizzolatti et al., 1987), основанная на изучении программирования движений глаз.
  15. Четвериков А.А. млад-ший научный сотруд-ник (СПБГУ) "Ошибки и обертоны"
    Периферия нашего сознательного опыта темна и пугающа. Многочисленные эксперименты показывают, что мы с трудом способны различать, что происходит там, куда мы не направляем в данный момент своего внимания. Однако эта периферия все же осознается, в ней существует то, что Уильям Джеймс называл обертонами, среди которых самым важным для него было простое чувство гармонии или "правильности" потока сознания. Я попробую показать, что стало с этой идеей в современной когнитивной психологии, и различные экспериментальные феномены, подтверждающие догадку Джеймса. В частности, я расскажу о том, как можно изучать интуитивные суждения, как могут меняться предпочтения в результате ошибок, и каким образом можно сделать человека более или менее уверенным.